Расстройство аутистического спектра: «дети дождя»
- Подробности
- Опубликовано: 10.01.2022 09:47
- Просмотров: 292
Если вы знаете одного человека с аутизмом,
то вы знаете одного человека с аутизмом.
Стивен Шор,
профессор Университета Адельфи (США),
имеет диагноз «аутизм»
"Аутичность (от греческого - «αὐτος»-"сам") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний". Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности. В большинстве случаев развитие является аномальным с раннего детства, и за редким исключением эти состояния проявляются в пределах первых пяти лет жизни. Для РАС характерно проявление первых признаков в младенчестве или раннем детском возрасте, отставание и задержка в развитии разнообразных психических функций и социально-коммуникативных навыков, течение без ремиссии в большинстве случаев, сохранением аномалий социального функционирования и особенностей поведения на протяжении всей жизни.
Основные признаки РДА:
- У ребенка выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям – раскачиваниям, бегу по кругу, взмахам руками, вращениям головы и др.), определенной последовательности выполнения действий (ритуальное поведение). Ему также свойственна чрезмерная избирательность. Например, к некоторым цветам (вплоть до полного неприятия некоторых цветов) или в еде (вплоть до принятия только одного-двух продуктов).
- Ребенок либо вообще избегает, либо трудно идет на контакт – не улыбается, не откликается на свое имя. Слабо реагирует на обращенную к нему речь, избегает зрительного контакта. Не проявляет эмоций (в том числе, любопытство) и не воспринимает встречные эмоции (жесты, мимику, интонации); ему комфортнее с предметами, а не с людьми.
- Наблюдается повышенная чувствительность к свету и звукам, нарушение ритма сна и бодрствования;
- В грудном возрасте ребенок, при попытке взять его на руки, не проявляет ответной реакции (пассивен) или, наоборот, выражает сопротивление
- Нарушение речевого развития, в частности коммуникативной функции речи. Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на короткие мгновения, а затем наступает или полное изнеможение, или перевозбуждение.
- Трудности формирования целенаправленного поведения аутичных детей. Аутичный ребенок с его пассивностью, ослаблением эмоциональных связей со взрослым, в большей степени зависит от посторонних воздействий. Его поведение и с возрастом может определяться не логикой отношений со взрослым, а оставаться эхом случайных впечатлений, подобное поведение называется «полевым».
В результате исходных особенностей аффективной сферы, трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту, поиск возможных форм существования происходит без помощи взрослых, и носят патологический характер. Л.Каннер выделил аутизм с аутистическими проявлениями и стремление к постоянству как наиболее характерные черты клинической картины.
Рекомендации, как эффективно взаимодействовать с аутичными детьми в школе:
- Нужен посредник между ребенком и окружающими, который сопровождает его в школьной жизни, находится в контакте с учителями и родителями.
- Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком.
- Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.
- Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.
- Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
- Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
- Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
- Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.
- Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.
- Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.
- Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).
- Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:
- разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);
- предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;
- разрешать переписывать контрольные работы;
- принимать работу позже установленного срока;
- не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития;
- Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.
- У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.
Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:
- Психологическая совместимость учителя и ученика;
- Разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;
- Постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
- Взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного ребенка;
- Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы провести пугающую его перемену;
- Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного процесса;
- Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс.
Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно научить ребенка максимально возможной для него адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он станет "как все".
Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения.
- Взаимодействуйте с ребенком, находясь примерно на уровне его глаз. Не трогайте ребенка, не призывайте его к зрительному контакту. Если ребенок с аутизмом не смотрит вам в глаза, это вовсе не значит, что он вас не видит.
- Не провоцируйте ребенка использовать речь и зрительный контакт. Он сделает это сам, когда будет готов. Избегайте инструкций вроде: "Посмотри на меня", "Где глазки?". Уважайте право ребенка на комфортную сенсорную среду.
- Находитесь рядом с ребенком, но не вторгайтесь в его личное пространство.
- Озвучивая собственные действия. Старайтесь не говорить слишком громко, у некоторых детей с аутизмом есть гиперчувствительность к звукам и им комфортнее воспринимать тихую речь.
- Используйте простые, короткие высказывания.
- Комментировать можно как свои действия, так и действия ребенка ("я поставлю сюда этот мяч"). Комментируя, используйте описательные предложения: "У тебя классные ботинки", "ты нашла красную звездочку". Можно делиться своими эмоциями: "Да, мне тоже это нравится", "это была отличная прогулка!"
- Делайте паузы в речи и давайте ребенку время, чтобы обработать и понять услышанное. Также используйте паузы для того, чтобы дать ребенку время обдумать ответ и решить, готов ли он вообще отвечать.
- Старайтесь не предъявлять требований к ребенку. Даже если ребенок пользуется речью, он может быть не готов вступать в активный контакт.
- Если ребенок пользуется речью, слушайте его и давайте время высказаться.
- Подбирайте темы для разговора в соответствии с возрастом и интересами ребенка.
- Не запрещайте ребенку с РАС заниматься стиммингом (определенные стереотипные действия, которые люди с аутизмом иногда совершают: взмахи руками, прыжки, повторение фраз, слов или звуков и многое другое) в любой безопасной форме. Не комментируйте и не поощряйте стимминг, не совершайте самостимулирующие действия вместе с ребенком. Ребенок может делать это для самоуспокоения, восполнения недостатка сенсорных ощущений или же просто потому, что его нервной системе сейчас это зачем-то нужно. Дайте ему эту возможность.
- Уважайте право ребенка НЕ общаться, если он этого не хочет. Ничего страшного, если вдруг у вас не получилось сейчас. Зато вы показали ребенку, что вы безопасный и комфортный для взаимодействия человек. И, возможно, в следующий раз он пойдет вам навстречу.
- Уважайте право ребенка не быть таким, каким вы ожидаете или хотите его видеть.