Рекомендации по работе с детьми с ЗПР
- Подробности
- Опубликовано: 30.06.2022 14:35
- Просмотров: 206
«Рекомендации педагога-психолога в работе с детьми с ЗПР»
Каждый ребёнок – особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Согласно педагогическому словарю, задержка психического развития (ЗПР) – вариант психического дизонтогенеза (нарушение развития психики в целом или отдельных её составляющих), к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия.
В.В. Лебединский, говоря о ЗПР, указывает на то, что здесь речь идёт не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов. То есть данные задержки в психическом развитии, чаще всего, могут быть ликвидированы, а дети достигнут соответствующего их возрасту интеллектуального, психического и физического развития.
Термин ЗПР предложила Г.Е.Сухарева и отождествляла его с понятием «психический инфантилизм». Она выделяла при ЗПР прежде всего нарушения в эмоциональной сфере, указывая на то, что дети обычно развиты нормально и, в большинстве случаев, страдают лишь плохой сосредоточенностью внимания, гиперактивностью, рассеянностью, незрелой волевой сферой, плохо развитой логикой.
Причины задержки психического развития можно разделить на два вида:
- Биологические:
- ·патология беременности (тяжелые токсикозы, внутриутробные инфекции, итоксикации, травмы, конфликты в системе крови);
- ·недоношенность;
- ·асфиксия и травмы при родах;
- ·инфекционные, токсические, тяжелые хронические соматические заболевания на ранних этапах развития ребёнка;
- ·генетическая обусловленность
- Социальные:
- ·длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
- ·неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка;
- ·педагогическая запущенность
В зависимости от причины появления задержки в психическом развитии, будет строиться определённая схема педагогической и психологической коррекции. Такая работа может включать в себя как простое исправление педагогической запущенности, то есть расширение знаний детей, формирование нужных навыков, так и комплексную медико-психологическую помощь.
Правила работы с детьми с ЗПР для воспитателя
- Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
- Многократно повторять материал на занятиях.
- Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
- При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
- Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
- Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
- Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
- Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
- Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
- Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
- Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
- Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
- Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
- Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
- Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
- Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
- Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
- Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
- При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
- При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).