Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой, и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом.

Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т.А. Власова, И.Ф. Марковская, М.Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, это, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически отстающих.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.

У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление. Но, тем не менее, дети с ЗПР могут осуществлять процесс переноса знаний в новые условия, это означает что, для таких детей необходимы специально созданные условия.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. У младших школьников с ЗПР внимание неустойчиво, у них слабо развита произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу). Поэтому дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5—10 мин.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к информации, поданной только в словесной форме. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают отвлекаться па посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет — все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя.

Итак, в самом общем виде сущность ЗПР состоит в том, что ребенок развивается не равномерно и психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие), речь, эмоционально-волевая сфера отстают в развитии. Важна последовательность в коррекционном воздействии в работе с такими детьми.

Роль правильного речевого дыхания в формировании речи

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная “неисправность” носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через “входные ворота” – нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за “плохого носа”, пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

Вот простейшее упражнение – закрывание рта “на замок”: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.

Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ж], [м], [п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

Систематические занятия звуковой гимнастикой проводят с ребенком после соответствующей консультации с врачом. Они восстанавливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус. Данному методу лечения больных после аденотомии следует отдать предпочтение. Вот некоторые упражнения. Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки [б], [в], [м], [п], [т], [ж], [ш], [ф]. Воздух как бы выталкивается через нос.

Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей.

Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан теплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук [а-а-а], а затем [о-о-о], после чего вода выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.

Ребенку можно предложить одно из упражнений. Рекомендации для восстановления дыхания можно получить у медицинской сестры – методиста кабинета лечебной физкультуры, предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом.

Для улучшения дыхания через нос после операций (аденотомии) детям необходимо чаще сосать леденцы, есть твердую пищу – морковь, репу, жареное мясо.

Для улучшения дыхательной функции легких в комплекс утренней гимнастики, которой должен заниматься больной, включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны – такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы легких.

Предлагаем несколько комплексов упражнений при нарушении носового дыхания.

Комплекс 1. Во время занятия дышать только через нос.

  • Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа.
  • Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох (до 5 раз).
  • Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз через каждую половину носа).
  • Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз).
  • Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (до 8 раз).
  • Встать, подняться на носках – вдох, присесть – полный выдох.
  • Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад – вдох, вернуться в исходное положение – полный выдох.
  • Ходить в течение 2-3 мин. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счет раз-два – вдох, на три-четыре-пять-шесть – выдох; на счет раз-два – вдох, на пять-шесть-семь – выдох, выполнять 2-3 мин)

 Комплекс 2. Во время занятия дышать только через нос.

  • Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
  • Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперед, руки опустить – выдох.
  • Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), выдох через нос.
  • Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка (”маляр”).
  • Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку (”кулачок” – “подметание” – “маляр”).
  • Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
  • Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
  • Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
  • Двигать нижней челюстью вправо-влево.
  • Вытянуть губы как можно дальше (”трубочка”).
  • Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы (”улыбка”).
  • Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
  • Надуть щеки поочередно: левую и правую.
  • Надуть верхнюю губу.

Комплекс 3. Во время занятия дышать только через нос.

  • Широко раскрыть рот – зевание. Затем “глотнуть”, т.е. сомкнуть верхнее нёбо с задней частью языка.
  • Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
  • Широко раскрыть рот.
  • Рот закрыть. Язык оттянуть назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять его на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку (”кулачок” – “подметание” – “маляр”).
  • Кончик языка поставить за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
  • Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).
  • Смыкать и размыкать челюсти (руками контролировать движение челюстей у их “основания”).
  • Губы вытянуть вперед, как можно дальше (”трубочка”).
  • Губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы (”улыбка”), чередовать.
  • Выполнять “кривую улыбку” вправо-влево.
  • Втягивать щеки.
  • Надувать и втягивать щеки, не открывая рта.
  • Как можно шире открывать рот.
  • Набрать воздух, “задуть” его в уши (самопродувание).

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте».

У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
  • речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
  • экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;
  • речь детей с ОНР малопонятна

Нужно отметить, что ОНР может быть и вторичным дефектом вследствие нарушения слуха или интеллекта. Поэтому для диагностирования необходимо комплексное обследование специалистов различного профиля: логопеда-дефектолога, нейропсихолога, невролога, а возможно и отоларинголога, психоневролога, хирурга.

При общем недоразвитии речи наблюдаются нарушения одновременно звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики и грамматического строя речи у детей с нормальным слухом и интеллектом.

ОНР может присутствовать при других формах речевых расстройств, например, моторной, сенсорной или сенсомоторной алалии, детской афазии, дизартрии.

Общее недоразвитие речи может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия до незначительных отклонений в развитии речи.

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

  • I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Это группа, так называемых, «неговорящих детей». Тем не менее у них присутствует «лепетная речь».
  • II уровень ОНР. Кроме жестов и «лепетной речи» появляются несколько искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Развитие речи и произношение таких детей значительно отстают от возрастной нормы.
  • III уровень ОНР характеризуется лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим недоразвитием при развернутой фразовой речи.
  • IV уровень ОНР характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.

Чаще всего ОНР возникает вследствие воздействия сразу нескольких факторов: например, родовых травм, наследственной предрасположенности, неблагоприятной социальной среды. В случае поражений у ребенка центральной нервной системы, возникших в период беременности мамы, во время родов и первый год жизни ребенка, ОНР будет выражено в достаточно сложной и стойкой форме.

Для коррекции общего недоразвития речи требуется комплексный подход, основной целью которого будет реализация наиболее эффективного и правильного преодоления данного нарушения. В рамках этого подхода предусматривается комплексная коррекционная работа нескольких специалистов: логопеда, нейропсихолога, в некоторых случаях нейролингвиста и психотерапевта.

Рекомендации для продолжения логопедической работы над автоматизацией свистящих звуков дома в условиях карантина

Родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала.

Артикуляционную гимнастику выполняем ежедневно по 5 упражнений:

  • Блинчик – Иголка
  • Месим тесто
  • Качели
  • Мостик/ киска сердится
  • Чистим зубки
  • Заборчик

Автоматизация свистящих звуков начинается со слогов, затем слова, словосочетания, чистоговорки, предложения и переходим к самостоятельной речи методом пересказа.

Игра «Повтори за мной»

Ша-са шу-су ош-ос ас-аш-аш
Са-ша су-шу яш-аш ашл-ашл-асл

а теперь слова.

Ваш – вас мыс – мышь сытый – шитый миска – мишка
усы – уши касса – каша нас – наш сутки – шутки

Замени в словах звуки С на звук Ш, чтобы получилось новое слово:

Сутки – шутки марс – …… крыса – …
стуки – … сок – … усы – …
Скала – … басня – …. сорт – …

Проговори слова (Каждое слово повторять по два раза):

страус, солист, сосна, состав, насос, космос, спуск, самосвал, спасатель, состояние, мастерская, пылесос, уксус, распустил.

Мы учим звук С

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,

Стол, самолет, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул, снеговик, самосвал, колбаса,

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.

Повтори за взрослым четко:

са-са-еа — у Сани коса

са-са-са — в саду оса

сы-сы-сы — у Сани бусы

сы-сы-сы — у осы усы

су-су-су — Соня видит осу

ac-ac-ac — у нас дома квас

ас-ас-ас — у нас ананас

ос-ос-ос — в саду много ос

ус-ус-ус — у Сони кактус

ус-ус-ус — у Сани новый автобус

ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс

са-са-са — расплелась коса

со-со-со — поломалось колесо

су-су-еу — видел я лису

сы-сы-сы — длинные усы

ус-ус-ус — какой уксус

аска-аска-аска — у Вовы каска

са-са-са — в лесу бегает лиса

со-со-со — у Вовы колесо

су-су-су — было холодно в лесу

ас-ас-ас — у нас свет погас